Максимов А.В.      г. Краснодар      

 

УСИЛИТЕЛЬ НА БАТАРЕЙКАХ

 

         Хочу поделиться своим опытом в создании лампового усилителя для домашнего использования.

         Началось всё с покупки хорошей звуковой карты  для компьютера. Послушал её на наушники с проигрывателем Apollo-37 (http://www.iki.fi/hy/apollo/) звучит отлично, почти как с винила. Усилитель решил делать на лампах. «Походил» в сети, посмотрел схемы, многое показалось интересным. Для начала сделал простенький на 6Н2П–6П14П с проходными конденсатороми от радиолы «Латвия-4», с резисторами и блокирующими емкостями в катодах, с мостовым выпрямителем на диодах и фильтрующими электролитами, транс ТВЗ-1-9, короче классика жанра Рис.1. Послушал – звучит хорошо, но низкие вялые, слабые, нет атаки.

 

         Дальше по мере получения более качественного звука происходили следующие метаморфозы схемы:

 

      1.   Исчез проходной конденсатор (но в цепи катода 6П14П появился резистор 1,5 кОм, низких  опять нет).

      2.   Блок питания стал кенотронным, но ещё с электролитами (уже лучше).

      3.  Опять вернулся проходной конденсатор и появился SRPP каскад (улучшения звука  не замечено).

      4.   На 2-м этаже  SRPP каскада стал пентод 6Ж32П (гораздо лучше).

      5.   Транс ТВЗ-1-9 заменен на ТС-180-2 (низкие стали более глубокие, но атаки опять нет).

      6.   Опять исчез проходной конденсатор и схема изменилась до неузнаваемости Рис.2. Блок питания стал двухполярным, катод 1-й лампы смещён в глубокий минус. Разность потенциалов между катодом второго этажа и средней точкой соизмерима по величине с напряжением смещения выходной лампы и подходит по знаку. Эту разность можно регулировать в широких пределах напряжением анода SRPP каскада.  Исчез за ненадобностью резистор в катоде выходной лампы (появилась атака, низкие почти идеальные). 

      7.   Электролиты в БП заменил на МБГВ, МБГО (звук по всем параметрам изменился в лучшую сторону).

      8.   Исчез резистор с блокирующей ёмкостью в катоде 1-й лампы благодаря фиксированному смещению на сетке (вот она батарейка, ура!) Включил, послушал и понял, это ТОТ звук, который искал – чистый, глубокий, акцентированный бас, сочные средние и воздушные верха.

      9.   Исчез резистор и фильтрующий конденсатор в цепи анода 2-го этажа SRPP каскада, вместо них установлен электронный регулятор на 6Н8С (звук как-то сразу очистился по всему диапазону).

 

          Начался подбор типа ламп для SRPP и выхода. Были испробованы почти все доступные на радиорынке триоды и пентоды. В SRPP больше всего понравилась пара 6Н9С-6Ж8, а на выход 6П13С. Я назвал бы эти лампы «безтембровыми», т.к. никакой отсебятины они не вносят. Подбираю лампы с возможно большим током эмиссии Рис.3. Не знаю правильно это или нет, но лампы с большим током звучат лучше – это факт.

 

          Особенности схемы:

          Ток 6П13С меряю косвенно по падению на сеточном резисторе. Аккумуляторы работают в режиме саморазряда, и раз в год зарядить их не проблема. На трансе ТС-270-1 доматываю 4 обмотки без разборки – 2 для накала 5Ц3С 14 витков, и 2 для накала SRPP 20 витков. Кому нужна мощь может перевести выходную лампу в ультралинейный или даже в пентодный режим, правда с потерей качества.

          Монтаж:

          В качестве шасси применил горизонтальный корпус от старого 486 компьютера. В подвале уместились

  все фильтрующие ёмкости, а сверху лампы, трансы и дросселя. Монтаж выполнил серебрянкой но не

  потому что это улучшает звук просто с ней удобно работать – паяется  быстро и качественно. Трансы и

  дросселя заэкранировал и закрепил на шасси через резиновые прокладки. На переднюю панель вывел

  индикаторы тока и разъём для зарядки аккумуляторов т.к. последние впаял в схему намертво. От регулятора

  громкости впоследствии отказался т ни разу им не пользовался (всё регулирую в компьютере) и усилитель

  задышал как-то глубже. Немного о деталях: лучшие резисторы для звука это старые зелёные ВС-0,5,

  а  лучшие проходные конденсаторы  (на мой взгляд) это КБГ-И  в керамическом корпусе от старых ламповых

  приёмников.

                                                                                  ВНИМАНИЕ !

        Любые ошибки монтажа могут привести к потере выходной лампы. Повторное включение не ранее

        чем через 2 минуты после выключения, с этим приходится мирится чтобы не усложнять схему задержкой  

        анода.

            Первое включение:

Ставим резистор «Ток 6П13С» в нижнее по схеме положение, включаем усилитель, даём прогреться 5 мин (индикатор должен стоять на «0»), плавно доводим ток анода до 55 мА. Калибруем индикатор резис-

тором 30к. Следим за током анода – если не плывёт то всё нормально. Настоящий звук появится через

40-50 часов когда прожарятся все лампы и приработаются проводники в цепях прохождения сигнала.

Параметры:

Гармоники, чувствительность, АЧХ и т.д. не мерял. Выходная мощь – когда слушаю Pink Floyd стёкла в окнах дрожат.
            Моя акустика:  Рис.4

            НЧ блок – в закрытом ящике объемом 240 литров (ДСП 30мм.) стоят 2 динамика  6ГД-2 правого и левого канала, паралоном оклеяна только задняя стенка.

СЧ-ВЧ блок – 2 динамика 5ГДШ-4 в небольших открытых корпусах (герленом доработана внутренняя поверхность гофра).

Заключение:

Аппарат работает уже год, слушаю с удовольствием, на аккумуляторах до сих пор 1,2 В без зарядки.

 Один раз пришлось покрутить ток выходной лампы в связи с заменой 6Ж8.  Конечно можно применить более качественный выходной транс, или какую-нибудь редкую заморскую лампу на выход, но это уже дело вкуса.

 

                          Короче говоря, кто повторит эту схему, пишите о результатах.  Максимов А.В. 

 

P.S.  По совету автора сайта Сергея Сергеева, за что ему огромное спасибо,

           я подобрал более низкоомные дросселя вместо ТВЗ-1-9.

          Лучшим вариантом оказался всё тот-же ТС-180-2 собраный и распаяный как

          выходной транс 1-3", омическое сопротивление - 21 ом ( ТВЗ1-9  -  240ом).

          Низкие стали более аккуратные, чёткие с сохранением глубины. АЧХ на слух

          выровнялась в НЧ диапазоне. Высокие и средние стали жёстче и натуральнее.

          Стереобаза - точнее. Казалось-бы один элемент, а сколько положительных

          изменений! Дросселя не экранировал, фона нетабариты для меня не имеют

          значения, главное это звук, и этот звук мне нравится больше.

 

 

 

                                                                                                                        



Hosted by uCoz