Максимов А.В. г. Краснодар
УСИЛИТЕЛЬ НА БАТАРЕЙКАХ
Хочу
поделиться своим опытом в создании лампового усилителя для домашнего
использования.
Началось всё с покупки хорошей звуковой карты для компьютера. Послушал её на наушники с проигрывателем Apollo-37 (http://www.iki.fi/hy/apollo/) звучит отлично, почти как с винила. Усилитель решил делать на лампах. «Походил» в сети, посмотрел схемы, многое показалось интересным. Для начала сделал простенький на 6Н2П–6П14П с проходными конденсатороми от радиолы «Латвия-4», с резисторами и блокирующими емкостями в катодах, с мостовым выпрямителем на диодах и фильтрующими электролитами, транс ТВЗ-1-9, короче классика жанра Рис.1. Послушал – звучит хорошо, но низкие вялые, слабые, нет атаки.
Дальше по мере получения более качественного звука происходили следующие метаморфозы схемы:
1. Исчез проходной конденсатор (но в цепи катода 6П14П появился резистор 1,5 кОм, низких опять нет).
2. Блок питания стал кенотронным, но ещё с электролитами (уже лучше).
3. Опять вернулся проходной конденсатор и появился SRPP каскад (улучшения звука не замечено).
4. На 2-м этаже SRPP каскада стал пентод 6Ж32П (гораздо лучше).
5. Транс ТВЗ-1-9 заменен на ТС-180-2 (низкие стали более глубокие, но атаки опять нет).
6. Опять исчез проходной конденсатор и схема изменилась до неузнаваемости Рис.2. Блок питания стал двухполярным, катод 1-й лампы смещён в глубокий минус. Разность потенциалов между катодом второго этажа и средней точкой соизмерима по величине с напряжением смещения выходной лампы и подходит по знаку. Эту разность можно регулировать в широких пределах напряжением анода SRPP каскада. Исчез за ненадобностью резистор в катоде выходной лампы (появилась атака, низкие почти идеальные).
7. Электролиты в БП заменил на МБГВ, МБГО (звук по всем параметрам изменился в лучшую сторону).
8. Исчез резистор с блокирующей ёмкостью в катоде 1-й лампы благодаря фиксированному смещению на сетке (вот она батарейка, ура!) Включил, послушал и понял, это ТОТ звук, который искал – чистый, глубокий, акцентированный бас, сочные средние и воздушные верха.
9. Исчез резистор и фильтрующий конденсатор в цепи анода 2-го этажа SRPP каскада, вместо них установлен электронный регулятор на 6Н8С (звук как-то сразу очистился по всему диапазону).
Начался подбор типа ламп для SRPP и выхода. Были испробованы почти все доступные на радиорынке триоды и пентоды. В SRPP больше всего понравилась пара 6Н9С-6Ж8, а на выход 6П13С. Я назвал бы эти лампы «безтембровыми», т.к. никакой отсебятины они не вносят. Подбираю лампы с возможно большим током эмиссии Рис.3. Не знаю правильно это или нет, но лампы с большим током звучат лучше – это факт.
Особенности схемы:
Ток 6П13С
меряю косвенно по падению на сеточном резисторе. Аккумуляторы работают в режиме
саморазряда, и раз в год зарядить их не проблема. На трансе ТС-270-1 доматываю 4 обмотки без разборки –
2 для накала 5Ц3С 14 витков, и 2 для накала SRPP 20 витков. Кому нужна мощь может
перевести выходную лампу в ультралинейный или даже в
пентодный режим, правда с потерей качества.
Монтаж:
В качестве шасси применил горизонтальный корпус от старого 486 компьютера. В подвале уместились
все фильтрующие ёмкости, а сверху лампы, трансы и дросселя. Монтаж выполнил серебрянкой но не
потому что это улучшает звук просто с ней удобно работать – паяется быстро и качественно. Трансы и
дросселя заэкранировал и закрепил на шасси через резиновые прокладки. На переднюю панель вывел
индикаторы тока и разъём для зарядки аккумуляторов т.к. последние впаял в схему намертво. От регулятора
громкости впоследствии отказался т.к ни разу им не пользовался (всё регулирую в компьютере) и усилитель
задышал как-то глубже. Немного о деталях: лучшие резисторы для звука это старые зелёные ВС-0,5,
а лучшие проходные конденсаторы (на мой взгляд) это КБГ-И в керамическом корпусе от старых ламповых
приёмников.
ВНИМАНИЕ !
Любые ошибки
монтажа могут привести к потере выходной лампы. Повторное включение не ранее
чем через 2
минуты после выключения, с этим приходится мирится
чтобы не усложнять схему задержкой
анода.
Первое включение:
Ставим резистор «Ток 6П13С» в нижнее по схеме положение, включаем усилитель, даём прогреться 5 мин (индикатор должен стоять на «0»), плавно доводим ток анода до 55 мА. Калибруем индикатор резис-
тором 30к. Следим за током анода – если не плывёт то всё нормально. Настоящий звук появится через
40-50 часов когда прожарятся все лампы и приработаются проводники в цепях прохождения сигнала.
Параметры:
Гармоники, чувствительность,
АЧХ и т.д. не мерял. Выходная мощь – когда слушаю Pink Floyd стёкла в окнах дрожат.
Моя акустика: Рис.4
НЧ блок – в закрытом ящике объемом 240 литров (ДСП 30мм.) стоят 2 динамика 6ГД-2 правого и левого канала, паралоном оклеяна только задняя стенка.
СЧ-ВЧ блок – 2
динамика 5ГДШ-4 в небольших открытых корпусах (герленом
доработана внутренняя поверхность гофра).
Заключение:
Аппарат работает уже год, слушаю с удовольствием, на аккумуляторах до сих пор 1,2 В без зарядки.
Один раз пришлось покрутить ток выходной лампы в связи с заменой 6Ж8. Конечно можно применить более качественный выходной транс, или какую-нибудь редкую заморскую лампу на выход, но это уже дело вкуса.
Короче говоря, кто повторит эту схему, пишите о результатах. Максимов А.В.
P.S. По совету автора сайта Сергея Сергеева, за что ему огромное
спасибо,
я подобрал более низкоомные дросселя вместо ТВЗ-1-9.
Лучшим вариантом оказался всё тот-же
ТС-180-2 собраный и распаяный
как
выходной транс 1-3", омическое сопротивление - 21 ом
( ТВЗ1-9 - 240ом).
Низкие стали более аккуратные, чёткие с сохранением глубины. АЧХ на слух
выровнялась в НЧ диапазоне. Высокие и средние стали жёстче и натуральнее.
Стереобаза - точнее. Казалось-бы
один элемент, а сколько положительных
изменений! Дросселя не экранировал, фона нет.Габариты для меня не имеют
значения, главное это звук, и этот звук мне нравится больше.