НАШ  ОТВЕТ  «ОНГАКУ»!

 

Понятное дело, что все, кто видел ГМ70, «королеву триодов», ну просто не могут спокойно жить, не сделав на ней усилитель.

 

Ну и я, ваш покорный слуга, не стал исключением.

С лёгкой руки своего товарища Эдуарда Ибрагимова (помните его обширное письмо в «Вестник АРА»?) я подсел на эти симпатичные большие лампы.

 

Сначала я просто собрал выходной каскад на этой лампе. Анодное напряжение – 800 вольт,  в катоде резистор 715 ом, 20 вт, зашунтированный конденсатором 100 мкф на 160 вольт. Транс в аноде – килоом на пять хотя бы. Сигнал подаём с преда  на вход ГМ70 и слушаем: насколько сильно нас мучает фон. С моими АС фон невыпрямленного накала был жуткий, но, вы не поверите, у моего товарища с B&W604 он был практически не слышен. Чудеса!

 

Если фон большой, выпрямляем его. Мощный диодный мост на Д305, конденсатор на 100000 мкф х 35 вольт не окажутся излишними в борьбе с фоном. Я применил такой большой конденсатор, чтобы не ставить дроссель в цепь накала. Чем меньше деталей, тем лучше!

Да! Не забудьте включить последовательно с накалом гасящие пятиваттные (а лучше десятиваттные) резисторы по 0,33 ома , они будут принимать на себя бросок тока при включении, спасая накал ГМ70.

Необходимо будет менять полярность подключения выводов накала к полюсам выпрямителя хотя бы раз в два месяца, чтобы постоянка не «намагничивала» нити накала.

 

Когда фон побеждён, надо думать о схеме.

Самое простое, что я придумал – SRPP на 6Н30П, питающийся от четырёхсотвольтового источника анодного напряжения. И отрицательное смещение на сетку ГМ70. Уже получилось неплохо. Но входное напряжение в этом случае должно быть не менее шести вольт. Такой вариант подходит не всем.

 

Если не использовать межкаскадный транс, мы неизбежно приходим к схеме «Онгаку»: SRPP на входе , каскад с непосредственной связью , далее – единственный проходной конденсатор , затем – катодный повторитель и выходная лампа.

 

Перепробовав много вариантов по звуку, я закруглился на том, что вы видите на схеме.

Первый каскад усиления на 6С3П, потом – половинка 6Н6П, конденсатор приличного качества и катодный повторитель на второй половинке.

 

Подводных камней в таком построении нет, сложность (кажущаяся) состоит в обилии питающих напряжений.

На самом деле и это не проблема. Первые два каскада вместе с источником отрицательного смещения питаются от стандартного ТАН-8, катодный повторитель – от ТАН-44, для выходной лампы придётся, правда, намотать силовик с 720-вольтовой обмоткой на железе от, скажем, ТС-250-2М. На каждый канал – свой силовой транс. Или один общий на оба канала на ОСМ-0,4.

Накальники на ГМ70 также отдельные на двухкатушечных ТС-80 (железо ПЛ22 х 32), с полностью симметричной обмоткой 2 х 22 вольта со средней точкой.

 

Вот, собственно, и все силовики.

 

Анодные дроссели я мотал на ОСМ-0,1. Что-то около 2000 витков проводом 0,355 мм диаметром.

 

Заметьте, что в выпрямителе +420 вольт для первых каскадов обязательно должен стоять косвеннонакальный кенотрон или маломощные демпферные диоды ( 6Ц10П, 6Ц19П ), обеспечивающие задержку подачи анодного для схемы с непосредственной связью.

 

Отдельно скажу о построении высоковольтного выпрямителя. Схема подсмотрена у А.Пугачевского. 720-вольтовая обмотка идёт на мост на мощных диодах Д112-25-14, затем небольшой ( 10 микрофарад на 1000 вольт ) конденсатор хорошего качества, например, МБГП , а далее могучий демпферный диод 6Д22С, который подаст вам анодное напряжение на выходную лампу лишь спустя 30-40 секунд после включения. За это время все накалы уже прогреются и режимы устаканятся автоматически.

 

После 6Д22С – стандартный П-фильтр из МБГВ (можно и К75-40) 60 мк х 1000 в, вышеописанного дросселя и МБГВ 100 мк х 1000 в.

 

Теперь можно сказать и о применённых деталях.

 

МБГВ в питании лучше не менять ни на что. В крайнем случае первый из конденсаторов П-фильтра можно заменить на серию К75.

 

Проходной конденсатор – КБГ-МН, шунтированный серебром.

 

Конденсаторы С1  и С2, шунтирующие катоды входных ламп, желательно Блэк Гейты.

С2 может быть и бумажным, типа МБГП.

 

На входе Г-образный регулятор громкости с Альпсовским Блэк Бьюти за 50 баксов, сигнал идёт мимо Альпса, практически не окрашиваясь слащавым звуком оного.

 

Все резисторы – ПТМН, ВС, УЛИ, БЛП. Короче, лучшее, что у вас имеется.

 

Электролиты – Хитачи, серий HU3 и HU4.

 

Диоды Д112 можно заменить импортными BY228, но они мне по звуку как-то не понравились.

 

 

Выходной трансформатор вы можете намотать по рекомендациям из уже известной вам моей статьи про выходники. Трансы под номерами 13, 15, 19 вполне подойдут.

 

При монтаже помните  о технике безопасности! Киловольт в аноде – это совсем не то же самое, что триста вольт, потребные для обычных ламп. В грозу у окна  шьёт по воздуху!  Другое дело, что усилителю нечего делать у окна в грозу…

 

 

Ну вот очень сжатый рассказ про этот усилитель. Думаю, имея некоторый опыт усилителестроения, вам не трудно будет его изготовить.

 

 

…А чем же закончилась моя эпопея  с ГМ70?

 

Спешу успокоить! Она не закончилась, она полным ходом идёт.

На этот момент я не придумал ничего лучшего, как загнать ГМ70 в очень высоковольтный режим (1400 в) и раскачивать её одной (но очень хорошей) лампой через межкаскадный трансформатор.

И ещё: никаких Чёрных Врат, сплошные батарейки в сеточной цепи! И огромные-преогромные трансформаторы!..

 

Работа в этом направлении ведётся. И, как всегда, чем дальше в лес, тем больше дроф… и попугаев, и корофф!

 

Тьфу! Не корофф, а королефф! Королефф Триодофф!

 

Да здравствует Королева Триодов – Великая лампа ГМ70 с её бесконечным и нераскрываемым потенциалом.

 

Так что: продолжение, видимо, следует!

Дерзайте!

Схема усилителя.  Выпрямитель накалов.  Блок питания 1. Блок питания 2.  Блок питания 3.

 

                                                                                    Алексей Шалин, 26 декабря 2005 года.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz