ПОЛНОСТЬЮ  ПРЯМОНАКАЛЬНЫЙ  УСИЛИТЕЛЬ НА 4П1Л.

СХЕМА.

 

Было у меня когда-то время увлечения тотально прямонакальными схемами.

Строго говоря, оно так и не прошло до сих пор, но приняло мягкую, компромиссную форму, когда я легко уживаюсь, например, с косвеннонакальным драйвером и прямонакальной выходной лампой.

 

Так вот тогда, в период жестокого обострения «прямонакальной болезни», я проанализировал все доступные прямонакальные лампы в поисках такого их сочетания, которое позволит собрать простой двухкаскадный усилитель с трансформаторной связью на доступных прямонакалах безо всякой экзотики. Оказалось, что такие лампы есть!

 

Это 4П1Л. Прямонакальные пентоды. Коэффициент усиления в триодном включении – около десяти, крутизна – шесть, отсюда внутреннее сопротивление – 1,6 ком.  Добавьте к этому семь с половиной ватт мощности анода, очень экономичный накал-катод ( 4,2 в, 0,325 А ), отличная линейность триодных характеристик, словом полный «суповой» набор для приготовления суперблюда в виде полностью прямонакального усилителя!

 

В результате всего получилась следующая схема.

 

На входе стоит 4П1Л в роли драйвера с трансформатором в аноде. Межкаскадный транс – наш старый знакомец под номером семь из статьи  «Выходные трансформаторы из подручных средств».

Смещение задаётся пятью последовательно соединёнными батарейками по 1,5 вольта. Можно использовать и сильно «посаженную» девятивольтовку.

 

Выходные лампы тщательно подобраны и по параметрам и по центровке средней точки. Не все 4П1Л идеально отцентрованы – имейте это в виду! Примерно половина ламп отбракуется. Не страшно! Нам хватит и другой половины.

 

Особо следует сказать о питании накалов.

У меня были  простые двуполярные выпрямители на диодах Д302, дающие +2,1в и –2,1в.

Конденсаторы по 4700 мкф на 6,3 вольта убирали фон до невоспринимаемого уровня.

Думаю, что это вполне резонная мера, ибо любые стабилизаторы начнут давать свою достаточно сильную и отнюдь не ламповую окраску. Идеальным вариантом было бы применение параллельных стабилизаторов для каждого плеча накала. Однако стоит ли городить столь сложный огород для такого несложного усилителя? Выбор за вами.

 

В выходном каскаде проблему «намагничивания» нити накала можно решить элементарной «рокировкой» выходных ламп.

В драйвере придётся раз в месяц перебрасывать питание накала на панельке.

 

Источник сеточного смещения  -20 в может быть любым. Например, батарейным.

 

Резисторы (их всего два) – это ПТМН.

 

Выходной трансформатор выберите из вышеупомянутой статьи. Обратите внимание на варианты 5, 8, 10, 18, 19. Что называется – на ваш вкус!

 

Чувствительность этого усилителя – 2 вольта.

Следовательно, мы имеем все шансы раскачать его на полную катушку непосредственно  с выхода CD-проигрывателя.

 

Ну что ещё сказать?

 

В прямом, хоть и некорректном сравнении данный усилитель здорово обыгрывал SE на 6С4С. Топология усилителей, конечно была слишком разной, чтобы судить об этом с полной ответственностью. Однако голос этого простого полностью прямонакального усилителя весьма хорош: динамичный, очень ясный, жизнерадостный, с высокой скоростью и разрешением. Есть подозрение, что он хорошо «споётся» с широкополосными высочувствительными динамиками типа Fostex FE207 и пр.

 

Честно скажу, что у меня он проработал чуть более двух недель, поскольку 4П1Л полностью и безоговорочно затмили УО186…

 

Но это уже совсем другая история…

 

 

 

                                                                         Алексей Шалин, 31 января 2006 года.

Hosted by uCoz