Доработка бумажных динамиков 3гд-38
(новое обозначение 5гдш-1-4) и других.
О доработке подобных динамиков писали неоднократно, но вопросы возникают.
Опишу о своем опыте доработки.
Эти динамики применялись почти во всех советских телевизорах.
Достоинства:
1. магнитоэкранированная система.
2. высокая чувствительность.
3. небольшой размер.
4. высокая добротность, что хорошо для открытого ящика (ОЯ) или щита.
Недостатки:
1.высокая резонансная частота.
2.призвуки диффузора и гофра.
Как победить эти недостатки:
Можно вырезать сектора в центрующей шайбе. Только не переборщить!
Иначе слишком увеличится ход, и возрастут искажения.
Я предлагаю размять гофр и тем самым увеличить его гибкость, не трогая центрующую шайбу.
Пропитываем гофр спиртом (можно водкой) и подаем на динамик сигнал 50-100 гц мощностью около 1 ватта. При высыхании добавить спирт.
Увеличить мощность до границы появления заметных искажений.
Когда спирт высохнет вторично, погонять еще минут 20.
2.Готовим пропитку из герлена. О ней писали Шоров и Жбанов Механическое
демпфирование громкоговорителей
Кисточкой покрываем подвес(гофр)
с обоих сторон и 0.5-
Не надо промазывать весь диффузор! Сильно упадет чувствительность.
Полное высыхание через 2 суток.
Пропитка герленом убирает призвуки диффузора и совместно с разминкой снижает резонансную частоту.
Для увеличения отдачи на ВЧ увеличиваем жесткость центра диффузора. Центр диффузора на 1/3 от центра пропитать разведенным нитроцеллюлозным клеем или БФ-2. Лучший вариант ХИТИНОВАЯ пропитка.
Только до впитывания в бумагу! Больше не надо.
Эта процедура, конечно, не сделает из этого динамика сабвуфер, но значительно расширит полосу воспроизводимых частот.
3гд-38 можно применять с ламповыми усилителями мощностью 1-5 ватт.
Желающие могут добавить НЧ динамик или сабвуфер.
Хороший вариант для домашнего театра: 5 динамиков (магнитоэкранированных!) плюс сабвуфер.
Подобную доработку можно произвести с любыми бумажными динамиками.
Эффект положительный!
Долгое
время у меня работали они у меня в качестве СЧ-ВЧ. С частотой раздела 150гц.
Фильтр
первого порядка на входе усилителя (конденсатор).
Гофр
пропитывал герленом. С добавочным сабом само то. Открытый ящик надо делать широким и не глубоким. Или Щит.
Лучше
бас и нет резонансов корпуса на СЧ.
Зачем
мы ставим 2 динамика?
1.
повысить чувствительность.
2.
удвоить площадь диффузора, тем самым увеличить бас.
Советую
подбирать пару с разной резонансной частотой.
И
один с более низкой резонансной. С пропиткой гофра герленом. Центр желательно
прикрыть звукопоглощающим диском или шаром, подвешеным перед центром динамика
(такой акустический фильтр) Динамики располагать вплотную по вертикальной оси.
Такие доработанные динамики установлены в «Колонках моего ученика». На щите.
Г. Иркутск.
Сергеев Сергей. http://sergeev21.narod.ru